Ксения Чеснокова (api_ano) wrote,
Ксения Чеснокова
api_ano

ВАЛААМ давно-давно

А еще я с нежностью вспоминаю поездку на Валаам. И место само - просто волшебное. Жаль терять написанное про нее, поэтому тоже сюда...

День, когда определенное количество не совсем знакомых людей решило ехать на Валаам вместо Золотого Кольца России, прошел в Интернете. Самая подробная и читабельная карта региона была обнаружена на сайте Мегафона, форумы, изобилующие жаждущими попасть на Валаам из Приозерска - на www.priozersk.ru, инфо по монастырю, как несложно догадаться, - на www.valaam.ru. А также паломнические службы, вертолетные туры, теплоходные круизы…

Покупка билетов

Было что-то типа пятницы. Оставалось около недели до праздников. Вечером на Ленвокзале люди, дружно столпившись возле умных справочных компьютеров и забыв об обычной неприязни ко всему, что разговаривает и движется, помогая друг другу нажимать сенсорные кнопочки, искали возможности попадания в Питер 11.06 вечером и потом в Москву 14.06 вечером. Свободные места таяли на глазах. Мы с Лешей встали в очередь. В течение часа положение наше не менялось. Человек, прорвавшийся к окошечку, уже не отходил от него, не получив билета, что, при отсутствии наличия, согласитесь, затруднительно. Однако явление тетки со второго этажа пролило свет в наши души – наверху открыли дополнительные кассы. Теперь мы были четвертые в окошечко с надписью «Хельсинки». На вопрос из-за окошка «Есть кто на Хельсинки?» очередь дружно ответила, что она в Питер. Еще через час мы оказались у заветного стекла: «Хотим задать неоригинальный вопрос». «Сколько вас?» - спросила бабка, покачнулась, услышав, что 7, и объявила, что через 5 минут она заканчивает работу.
В течение того времени, что мы провели с ней, бабка привыкла к нам, речь ее приобрела разговорно-неофициальный характер с вкраплением непечатных слов, мы подружились… Билеты «туда» обнаружились почти сразу – сидячий вагон, выезд в 1.05 ночи, приезд в 9.55. Поздновато, но при отсутствии альтернативы… Обратные билеты сначала нарисовались у четверых – сидячие, потом один Р-200, потом оказалось, что на 14.06 (это для нас с Олей) есть СВ. We did it! (Вернее, бабка did it!)
Надо отметить, что накануне отъезда мы с Олей подъехали на вокзал и обменяли наши СВ по 1200р. каждый на сидячие места, которых теперь было хоть отбавляй (добавили вагоны) по 250р.

Возможные маршруты:

Как добираться собственно до острова, было не очень понятно. Варианты были следующие:
лететь от Питера,
плыть от Питера,
плыть от Приозерска,
плыть от Сортавалы.
Первый отмёлся по финансовым соображениям, второй по тем же (на
Lкруизный теплоход могли и не взять задешево, а время бы потерялось
). Приозерск более близок к Питеру, туда ходят прямые электрички. Только он дальше от Валаама, чем Сортавала, и не понятно, плавает ли там что-нибудь. Говорят, паломники по утрам плавают…
Из Сортавалы, по слухам, ходило много чего. По тем же слухам, попасть в нее нельзя напрямую из-за наличия погранзоны, въехать в которую нельзя через Кузнечное, но можно с противоположной стороны – электричками через Лодейное поле и потом непонятно как до самой Сортавалы вокруг Ладожского озера. Круг делать не хотелось…
Кстати, по дороге обратно нам показалось, что никакой погранзоны уже нет, а КПП заброшен…
Итак, был выбран Приозерск по принципу «А, как-нибудь доедем».

Топографическо-какая-то справка

Валаам - архипелаг в Ладожском озере с расположенным на нем Спасо-Преображенским монастырем.
Валаамский монастырь… Северным Афоном, "честною и великою Лаврою" называли эту древнюю иноческую обитель, основанную преподобными Сергием и Германом, Валаамскими чудотворцами.
Возникновение Валаамского монастыря относится к первым временам христианского просвещения Руси. Древние летописи сообщают, что еще до крещения Русской земли святым равноапостольным Великим Князем Владимиром появились на Руси - во времена Великой Княгини Ольги - христианские храмы. Одним из центров христианского просвещения становятся в X веке Великий Новгород, во владения которого издревле входили карельские и приладожские земли. Монастырское предание говорит о том, что основатели монастыря - преподобные Сергий и Герман - были греческими миссионерами и пришли на ладожские земли в первой половине X века. Это мнение разделяют историки церкви, которые в XIX веке занимаются изучением древнейшей истории Валаамской обители.
Площадь 50-ти островов составляет 36 квадратных километров. Поразительной природы подобно Валаамской, по словам гидрографа А. П. Андреева, "не встретишь нигде в Европе: множество совершенно отвесных скал, идущих и в высоту и на глубину, - островки, мыски, бухточки... Проливы, озерки между густой растительностью и угрюмыми гранитными скалами отражают на лазури все предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую картину, придавая всему чудный, восхитительный вид". Название "Валаам" переводят с финского как "высокая земля", менее вероятный перевод - "земля клятвы" или "земля света". Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (иногда идентифицируемого со славянским Велесом) или библейского прорицателя Валаама.
Согласно валаамскому преданию, в древние времена, когда жившие в Приладожье финно-угры и славяне только готовились принять христианскую веру, острова были гигантским языческим жертвенником. Первый из учеников Христовых, Св. Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Святой Апостол предсказал великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители. Валаам немыслим без монастыря.

Поехали

Вокруг Ленина собралась толпа с рюкзаками, палатками, байдарками, каяками… В вагоне мы легко поменялись с двумя женщинами, заняв, таким образом, 4 кресла, сроящих лицом друг к другу е еще 2 рядом. Двое из нас (Кант из другого вагона и Юля-Камчатка с отдельно стоящего места) способствовали постоянной циркуляции людей по принципу «встал – место потерял», выражаясь культурно. Итак, 6 человек сидели в креслах, 2 – на ручках. Ехать получалось шумно и не очень опрятно. Честно говоря, такого Jсвинарника мне видеть, кажется, еще не доводилось
. Неудобно было ночью, так как ноги прилипали к полу из-за разлитого рома, а при отлеплении оных раздавалось громкое чавко-хлюпанье. Кажется, люди и проводница в нашем вагоне особенно радовались, когда поезд, наконец, прибыл в Питер.
Финский вокзал нашелся достаточно быстро, значительно быстрее, чем все, кто по прибытии в Питер разъехались по родственникам, знакомым и магазинам. За 20 минут до поезда в него пошли двое (Миша и Яна, ехавшие в Лосево плавать). За 5 минут до поезда в него пошли мы с Олей и Паша с пивом. После отхода поезда к нам присоединились Леша с догонявшими на машине из Москвы Лосем (так и не знаю, как в оригинале) и Наталией. Еще через некоторое время Лосю на мобильный позвонил Кант и сказал, что он стоит на платформе и что надо торопиться, а то поезд уйдет. Мы ему сообщили, что поезд таки ушел и мы в нем. На полпути в поезд подсел Сережа Кривов, проспавший этот поезд в Питере и догнавший его теперь. В Приозерск на следующей электричке приехал Кант, сообщивший, что он 3 часа гулял по Питеру с девушкой, похожей на меня и ехавшей на Валаам, и лишь перед электричкой понял, что это не я, и Ёжики. И на третьей электричке приехала Юля-Камчатка. К вечеру нас стало 11.

Приозерск

Он маленький, в нем обнаружился ПМДК (третий человек, пославший нас к нему на пристань объяснил, что это Приозерский мебельный деревооб(пере)рабатывающий комбинат, кажется), гостиница, ресторан, парфюмерный магазин и граниты на берегу Ладожского озера. Больше ни о чем я ничего не распечатала, поэтому и не знала. На пристани нам предложили отвезти на Валаам за 300$ со всех. Сказали, что ничего рейсового не плавает, а паломники плавают со Сторожевого, но туда кого попало не пускают (не знаем, сведения не проверены).
Мы с Олей поехали любоваться природой у базы отдыха Красный или Черный треугольник.
«В окрестностях Приозерска непосредственно на поверхность выходят древнейшие горные породы — граниты и гнейсы. Особенно живописны выходы гранитов на берегу Ладоги, недалеко от впадения в озеро речки Тихой — самого северного рукава реки Вуоксы. Берег — непрерывный массив гранита и гранито-гнейса то серого, то розового оттенка. Причудливо изрезанные берега, покрытые сосновым лесом, в сочетании с бирюзой вод Ладоги производят исключительное впечатление. Местами толщу гранитов прорезают белые, сверкающие на солнце жилы кварца. Кроме того, встречаются жилы пегматитов, содержащие красивые игольчатые кристаллики минерала турмалина. Ледники сгладили, отшлифовали граниты, превратили глыбы гранитов в “бараньи лбы” и “курчавые скалы”. Гранитные скалы покрыты особого типа “скальными” сосновыми борами, чередующимися с широколиственными породами деревьев на более прогреваемых южных склонах».
Вечером оказалось, что ребята нашли грузовую баржу, которая обещала взять нас с утра (в 6.00) на Валаам за 200р. с человека. Ужинали мы в местном ресторане. Спать пошли в лес у пристани. В 5.30 практически организованно встали и пошли на пристань.
Монастырский-3 – баржа, оказалась маленькая, мы залезли на мешки, завернулись в спальники и заснули. Плыли 4 часа. Как по морю – берегов не видно.

Валаам

Рассказывать не хочется – все равно не расскажешь, КАК красиво…
По приезде пошли к монастырю – в единственный магазин (позже обнаружился второй. Не сговариваясь, практически все купили по сырку «Дружба».
Мы с Олей пошли в храм (куда без экскурсии нельзя). Пока охранник расспрашивал, кто мы и с кем, а мы строили из себя дурочек, отвечая, что из Москвы и смотрим достопримечательности, подоспела следующая экскурсия, за членов коей мы с успехом сошли.
На пристани нам сначала сказали, что по выходным особо ничего не ходит, но потом быстро нарисовалось множество вариантов – «Серафим» в 9 утра, теплоходы (оказадось, что ходят в ночь и нам с Олей не подходят), некий «Метеор» - неизвестно когда идущий с другой пристани.
Потом сняли катер – поплыли вокруг острова к другой пристани с заездом в один из скитов, возле которого встретили лося. У него были большие растопыренные уши, а Лось ругался на нас, крича, что он лосей знает и мы можем его спугнуть. Лось иногда отпрыгивал, а Лось подкрадывался все ближе. Не знаю, удалось ли одному Лосю сфотографировать другого…
На пристань мы приплыли к 15.00, и Ёжики поплыли на «Метеоре» в Сортавалу.
Мы с Олей отделились и пошли гулять. Здесь должны следовать восторженные описания природы (см. справку выше).
Вечером громко ужинали в шашлычной возле монастыря, а потом пошли спать. Палатки на острове без разрешения ставить нельзя. Но весь остров – один большой лес, поэтому мы посмели подвергнуть сомнению предположение, что нас отыщут и поймают. В какой-то момент мы разделились – часть людей пошла что-то у кого-то спрашивать или просить, а часть (Леша, Паша, Юля, мы) пошла в лес, поставила
Jпалатки и замечательно проспала до 9 утра
Утром мы ходили к метеостанции на западный берег (он наиболее скалисто-каменистый) и остаткам линии Маннергейма. Остров вулканического происхождения, наверное поэтому там везде камни из-под воды?
В 13.45 мы с Олей сели в «Метеор». Ребята договорились с «А.Поповым», что вечером они за 300р. с человека плывут прямо в Питер.

Валаам-Сортавала-Питер-Москва

В 13.45 мы погрузились на наш «Метеор» и проснулись через час в Сортавале. Юля взяла такси до вокзала, а нас с собой «докуда по дороге». Съев мороженого, мы застопили машину километров аж на 10. Местные были не очень трезвые, но веселые. Когда они поняли, что бензина осталось мало, высадили нас и поехали обратно. Мы пошли по трассе – неблагодарное занятие. Дорога извивается и петляет, и ты с ней. Столько лишних Jусилий – кто такие дороги строит
 Как только мне понравилось очередное местное название типа Лахеденпохья, и я достала фотоаппарат, нас опять взяли – еще км на 10. Глушь. Тишина. Невозможно поверить, что здесь бывают машины… Ан нет! Нас догнали соседи по «Метеору» и взяли с собой в Питер, куда мы и прибыли в 19.30. Вообще дорога – сказка! Американские, а в данном случае, наверное, финские горки. В какой-то момент перед тобой оказывается небо, а не асфальт, и кажется, что дорога кончилась и ты взлетаешь. Оказывается, что она просто ушла вниз – с холма или влево/вправо. В какой-то момент асфальт таки пропадает и вновь возникает за Кузнечным.
В Питере мы купили шаверму и вина. Сели в парке на Горьковской и пообедали/поужинали. Таким образом, у нас осталось 18 рублей. На которые мы с удовольствием купили вечером мороженого и орешков.
После зоолетия Питер похорошел с лица, но с заду все продолжает разваливаться. На одном из домов висело замечательное панно с изображением, собственно, данного дома (ну зачем ремонтировать?) В течение пяти часов мы быстрым шагом ходили по северной столице. Сначала не могли понять, что будем делать столько времени до поезда, потом старались не опоздать на последний.
Оказалось, что туалеты в Питере работают до 21.00. Поэтому, ознакомившись с плакатом «Сохраним город чистым», мы решили, что с удовольствием, но только до 21.00, и уверенно свернули в соседний богатый кустами двор.
Сев в поезд и услышав, что наши соседи купили ром, мы немного испугались за собственное спокойствие, вспомнив дорогу «туда». Но они оказались тише и приличнее, спать не мешали, и проснулись мы лишь от включенной в полдевятого песни «попробуй джага-джага…….мой мармеладный, я не права…..»

ь, ко

Tags: travel, Россия
promo api_ano june 26, 17:00 343
Сегодня первый раз открыла фотографии с того дня Волны – мой вечный кошмар. Мой страшный сон. Дважды в жизни я чуть не утонула и с тех пор думала, что понимаю воду. Тем ужаснее показалось то, что с нами с детьми случилось прошлым летом. Море просто слизнуло нас волной-языком. И…