Ксения Чеснокова (api_ano) wrote,
Ксения Чеснокова
api_ano

Шуши, Армения, фотографии

В Шуши мы приехали из Степанакерта на маршрутке. Фактически на пару часов. Хотя по факту я бы с удовольствием побродила здесь пару дней, благо новая недорогая гостиница с рестораном имеется - проверено.

Город совершенно разгромлен, восстанавливать пытаются, дело как-то двигается, но очень медленно. Как-то опечалило, что отстроена новая церковь и маленькие уютные коттеджи явно не малоимущих, а вот домов, пригодных к проживанию, восстановлено совсем не много.

Начали "сверху" - маршрутка поднимается наверх, от окраин и крепости до... наверх, в общем. Вышли и пошли вниз.

Новая церковь

Перекур, видимо

Идем вниз по проходящей через город трассе. Вокруг - останки домов. Восстанавливать их, похоже, смысла нет. роще заново построить.

В какой-то момент свернули в улочку поменьше. Радостнее не становится

Среди останков встречаются дома. где живут люди. То ли восстановленные, то ли заново построенные. Но обитаемые и вполне живые.

Этот двор я увлеченно обфотографировала со всех сторон. Очень отражающий местную специфику двор (под местной я даже не очень понимаю. что именно имею в виду - карабахскую, армянскую или региональную в целом. Яркое белье на веревках, обязательный мангал (в Степанакерте на всех балконах соседнего с нашим дома стояли мангалы), ящик с пустыми буталками (это мега-региональный колорит:), машина старая советская. Из специфически-шушинского - минареты мечети и останки строений на заднем плане.

Вот тут задний план более радостный - новый жилой дом (не прямо новый, но построенный "после")

Идем от этого уголка жизни к следующему, направо уходит переулок, совершенно на вид нежилой - только покоцаные стены.

Между обрушившихся стен уже видно мечеть - такой как бы центральный вещь в Шуши. В настоящее время выглядит она очень прилично, доступ внутрь закрыт, внутри чисто (почитав тут на днях старый пост puerrto о том, что мечеть засрана, подумала, что после него-то ее и почистили :) Википедия считает мечеть азербайджанской, в музее настаивают на том, что ничего общего с Азербайджаном мечети Шуши не имеют, это все иранцы. Мне все равно, кто построил здесь мечеть, но тема эта в очередной раз подчеркнула, как актуально здесь все, что связано с присутствием-отсутствием всего азербайджанского.

Как нам рассказала позже местная жительница Элеонора, квартиры сразу "после" занимались просто по желанию - люди просто приходили и селились. Теперь все не так, теперь уже нужно покупать (покупать даже там, где обгорелые потолки и совершенно нежилой вид)

Кто-то просто так и живет в том, что нашлось. Кто-то старается благоустроить - некоторые балконы облицованы чем-то вроде сайдинга, например.

Вышли на площадь с мечетью

Панорамная съемка сделала мне вот так :) Минареты, ясное дело, по жизни прямые

На ближний к нам минарет можно подняться. "По дороге" проходишь вид на внутенности мечети

Подъем узкий и крутой, ступени немного насыпаны (песком, камень крошится, стройматериалы?), так что фонарик более, чем желателен. Наверху тем, у кого как и у меня на высоте кружится голова и богато работает фантазия, очень весело. Втроем вполне можно рассесться на краю минарета и обозревать окрестности, вцепившись во что-то металлическое лебедкообразное :)

Спускаться, как водится, грустнее, чем подниматься. Особенно учитывая что фонарик наверху развалился на две части :) Соседние дома с балконами, жилыми и нежилыми:

Дрова актуальны - тут ими топят

В компании седой Элеоноры идем смотреть краеведческий музей. Элеонора - этническая армянка, родившая и проведшая молодость в Баку. Их вместе с мужем в 90- года схватили, чтобы обменять на находившихся в плену азербайджанцев. Просто отвезли на границу, лишив всего имущества. Они вынуждены были просто заселиться в заброшенный дом, другого им никто не предложил. Так и живут.

В музее проводится очень достойная экскурсия, дяденька рассказывает увлеченно и интересно. Так что даже я, терпеть не могущая музеи как класс, прослушала с интересом. Только замерзла и проголодалась.

Обратно идем опять через центр мимо мечети

Это, наверное, самое фотографируемое здание в Шуши после мечети. Но на мой взгляд совсем не самое характерное. Куда более впечатляют те, где таки в отдельных квартирах живут люди. Потому что Шуши - это не только разрушенный город. Шуши - он еще и живой.

Там фотографировать новые дома было неинтересно, ну, новые и новые, обычные. Сейчас мне жалко, что я не сделала с ними ни одного кадра, потому что рассказ выходит слишком неполный, только с развалинами.

Аттракционы логичным образом валяются разбитые. Пока тут явно не до них. Немного жалею, что мои дети не со мной - раз в кои-то веки их можно было бы не отдирать от машинок и дать налазиться вволю там, где обычно все крутится и опасно.

На сем завершаю прогулку. Мы оголодали, как собаки, и устремились есть.

Tags: travel, Армения, фото
promo api_ano september 13, 2017 19:03 114
Я ни разу в жизни не теряла багаж. У меня не рылись в чемоданах. У меня не крали драгоценности. Даже ни одной бутылки не разбили в процессе транспортировки багажа. А бутылок я перевозила немало. Но кое-что у меня во время перелетов воруют достаточно стабильно. Прямо магия какая-то...…