Ксения Чеснокова (api_ano) wrote,
Ксения Чеснокова
api_ano

ЛАОС #1

Лаос встретил нас сумерками и неприветливым таможенником.

Этот затребовал 3 доллара. Он был технически более подготовлен к нашему появлению. У него была табличка, на которой были означены часы работы. Также на ней было написано, что в прочее время взимается какой-то экстра чардж. Мы попали вечером, то есть в то время, когда он взимается.

На попытки не заплатить таможенник убрал паспорта в ящик и ушел. Но недалеко. Мы пробовали брать измором, потом дать 1 доллар. Он ничего не хотел слушать. В результате мы дали ему по 2 доллара, так и не спросив, согласен ли он. Он тоже никак не отреагировал. Мы были официально допущены в Лаос.

Была почти ночь. На полянке, с которой начиналась ночная дорога в ближайший город и далее, в глубь страны, стоял грузовичок и тоже хотел денег. Еще некоторое время мы торговались с ним. Он делал вид, что уедет, но нас это не слишком пугало при наличии палатки. Попытались развести дядю на мопеде, но он согласился нас везти, а потом вдруг куда-то уехал (впрочем, мы и сами не понимали, как он может отвезти нас двоих с двумя большими рюкзаками на своем маленьком мопеде).

В результате мы просто несколько сбросили цену на грузовик (вроде 3 доллара вместо 5 или что-то наподобие). Кузов открытый, с тентом над головой. По бортам – деревянные скамеечки. Узкие и жесткие.

Доехали до города (вернее, следующей деревне, от которой бывают автобусы в столицу и вообще куда душе будет угодно). Мы с Олей изначально хотели сразу стремится пересекать страну в направлении столицы. Но немец и южная кореянка собирались ехать на острова в Меконге. Типа они достопримечательны. Мы решили, что уж как минимум переночевать на них будет приятнее. И вчетвером сторговали лодку на острова.

Сквозь ночь рассекали черные волны Меконга. Среди других, более мелких островков и опять же крон деревьев.

Вылезли на берег острова.

Все что нашла в Интернете на тему этого региона: «Стоит посетить: Si Phan Don (4000 островов), водопады Li Phi, считающиеся одними из красивейших в Азии, остров Khong, водопады Phabeng – самые дикие в мире».

Слева светился дом. Вернее, огромная хижина. Это ресторан. И справа еще одна такая хижина. Далее – тьма. Кромешная. Будто остров кончается. Мы только что сами вылезли из такого куска тьмы. И за ресторанными хижинами – тьма. Мы пошли в нее. Оказалось, там во тьме – маленькие бунгало. По нескольку бунгало огорожены забором – каждая кучка принадлежит одному хозяину. На этой невеликой территории также есть душ, то есть домик типа как на даче. Бунгало – это как шалаш в детстве, только побольше размером. Треугольный (как карточный) домик. Доски сбиты неплотно (опять вспомнилась фраза из путеводителя, мол проверяйте, чтобы не было щелей J). Ха, тут бы и дракон прополз при желании J. Посреди комнаты кровать, над кроватью полог (сетка москитная), на крылечке – гамак. Стоит счастье 1 доллар за бунгало (жили мы ес-сно вдвоем). Электричества на острове нет, поэтому с наступлением темноты действительно наступает темнота. Мы остались в первом же скоплении бунгало, в которое зашли. У нас была милая хозяйка, которая выдала нам свечку. Со свечкой ходишь в туалет (тоже домик) и в душ – надо следить, чтобы не тухла J. К счастью, у нашего немца оказался фонарик. Мы ходили в душ с ним. Типа один моется, другой светит.

Обустроившись (то есть, как всегда, убрав все, что можно съесть, повыше от возможных посягательств муравьев, обезьян и драконов – кто знает, что может водиться на этом острове), пошли ужинать. Ресторан – это домик, в котором хозяева готовят еду, и зал, то есть деревянная веранда на сваях над Меконгом. Рестораны освещаются от генератора, который шумит в кустах. Заканчивается веранда ресторана, заканчивается и свет. Дальше – темнота и шум воды.

Меню большое и есть на английском. Мы заказали. Суп, второе, коктейли.

Боже мой, такой еды я не ела ни в одной стране мира! На меню абвоютно искренне и честно было написано нечто вроде «Лучшая еда в Лаосе». Истинная правда (при том, что в Лаосе вообще вкусная еда). Просто потрясающе!!! Причем вроде набор ингредиентов стандартный (типа рис, мясо, морковка, картошка, лапша, лайм, еще какие-нибудь овощи), но как вкусно!!! Вот северные корейцы, те умеют испоганить любой овощ, тут не то ))).

А цены-то, цены!!! Мы объедались бакса на 2-3 на двоих.

Суп – огромная тарелка, в нем – лапша (обычная или рисовая), овощи и чего там только еще нет, второе – мясо с гарниром (с овощами или рисом, рис рассыпчатый или клейкий), коктейли из свежих фруктов. Эх, сейчас бы туда пообедать…

А еще эти острова уникальны тем, что при том, что они являются туристическим местом, находиться там на редкость приятно. Вечером в ресторане одни иностранцы. Но это не те туристы, к которым мы привыкли на курортах. Молодежь, приехавшая с рюкзаками. Кто-то совершает путешествие на велосипеде. О пьянстве речи нет. Ни какого шума. Девственную тишину так ничто и не нарушает. Все милые и приятные. Ни золотых цепей, ни блестящих нарядов русских

Следующий день мы гуляли. Это считается зона экотуризма. Дикая и красивая природа двух островов. Местные деревни по пальмами. Мы пошли на соседний остров, пересекли его по тропинке через джунгли, миновав пару мостиков типа «лестница, перекинутая через пропасть». Ну, это преувеличено, но было страшно. «В конце» острова, говорят, с утра видно дельфинов – особенно если взять лодку. Мы посмотрели в коричневую воду Меконга. Сели и посмотрели вдаль. Представили себе блестящие спины дельфинов. Никуда не поплыли. Но постарались смотаться от местного мальчика, который активно впаривал лодочную прогулку.

Второй выдающийся пункт островов – водопады. Мы пошли их искать. Гуляли мы в результате целый день. Ближе к вечеру нашли водопады. Красиво, но сумбурно. Водопады скорее похожи на пороги. В коричневой водой ))). Зато смотреть на них из-под пальмовой крыши кафе приятно ))).

Вечером возвращались по своему острову назад. Пошли другой дорогой, не по деревне, а через поля. Люди сеяли и жали, пахали такими плугами, как в музеях и на картинках учебников истории про первобытно-общинный строй. Пахали на волах. Волы большие, рыжие и любят лежать в лужах.

Когда мы проходили через деревню, прилегающую к нашим бунгало, на меня прыгнула чья-то обезьяна. Полазила по мне, причем снять с себя ее у меня не получилось. У нее ласковые и совсем не царапучие лапки. Она быстро-быстро лазила по голове и плечам. Потом хозяин забрал ее. Он ее на поводке водит, вот она и сидела привязанная на заборе. Но прягнуть на меня длина поводка вполне позволила ))). Эти острова - идеальное место для спокойного отдыха. Идеальное место для художника или писателя. Мне бы очень хотелось вернуться туда и несколько дней провести в тишине, в джунглях, гулять и смотреть, как выращивают рис, искать в зарослях остатки пагод.

Насекомых замечено не было. Дикие обезьяны в бунгало не врывались. По выезде хозяйка действительно взяла 2 доллара за 2 ночи за нас двоих.

В ресторане с нас всегда брали меньше, чем выходило по меню.

Потом утром мы выехали с острова, пошел дождь. На каное с острова мы плыли с иностранцами, путешествующими на велосипедах. Велики долго закрепляли в лодке, но всю дорогу они все равно норовили свалиться в реку. Мы ждали автобуса в Паксе. Автобус – это грузовик с деревянными скамейками в кузове. Людей набивается немеренно. На остановках или когда кто-то выходит или садится (садиться можно до бесконечности, предела вместимости нет), к грузовику подбегают дети и пытаются впарить еду. Как то: рис (ела, нормальный рис – в пакетике), жаренных кузнечиков, еще что-то на палочках.

Перед отправлением мы уговорили мальчика взять с нас денег не как с иностранцев, а как с местных, потому что все люди братья. Он согласился и попросил никому не рассказывать (вернее, это мы, наученные собственным опытом, сразу сказали: мы никому не скажем). Остальные иностранцы (наш немец и еще несколько платили большой тариф).

Приехав в Паксе, мы сразу же пересели в следующий автобус. Потому что дорогу мы держали к плато Болавен. Цитата с POEDEM.RU:

«Плато Болавен - это плодородный район, в котором жители из племени Лавен выращивают самый ценный сорт кофе в мире. Расположено недалеко от Pakse, на высоте 1000 м над уровнем моря. Здесь также произрастают различные сорта фруктов, кардамон и ротанговая пальма. Это плато - центр развития моно-кхмерской культуры, здесь находятся деревни народностей алак, кату, таой и суау. Семьи кату и алак живут в покрытых соломой домах, поставленных по кругу, эти деревни знамениты своими ежегодными жертвоприношениями быков и являются центром живописных церемоний. Женщины алак, кату и лаваэ традиционно украшали свои лица татуировками, но этот обычай постепенно уходит в прошлое. На плато находится несколько красивых водопадов: Тат Ло образует у подножия большой водоем, в котором можно купаться».

О вокзалах: ну, толкотня, продажа фруктов-продуктов, кассы, когда пытаешься поменять денег, вместо одной бумажки долларовой тебе приносят пачку денег местных (реально, огромную толстенную пачку, такую что не вместится в большинство дамских сумочек, про кошельки молчу - курс у них там такой). Автобусы грузятся методом засовывания через окна неограниченного количества людей и груза. Груз также крепится на крышу – кучами – и привязывается.

Когда мы ехали куда-то (не помню точно), мы полчаса, если не час ждали, когда весь автобус завалят капустой. Капуста сначала крепилась на крышу, а когда крыша кончилась, ее начали тюками закидывать через окна и складывать на задние сиденья автобуса. Причем мы в этот момент, помнится, сидели чуть не на коленях у кого-то и ждали, куда нас вообще поместят (притом, что практически все места заняты). А тут еще оставшееся места закидывается капустой.

Правда, надо отметить, что нам каждый раз в подобных условиях находили место, причем пересаживали местных так, чтобы мы сидели рядом.

Итак, в новом автобусе мы доехали до поворота на плато, вышли, направились по стрелке, отшив всех таксистов. Идти было около получаса если не меньше, было красиво и приятно.

Этот день мы провели на плато. Здесь опять мы нашли дешевые домики, в которых прекрасно провели ночь. Душ опять был на улице, но освещение упрощало задачу.

Стандартным тут считается взять дядю с мотоциклом и поехать на нем кататься за 5 долларов – объехать водопады, деревни и проч. Но мы прямых путей не ищем. Конечно, мы пошли гулять пешком. Вследствие чего нами было встречено 2 скорпиона – один дохлый, один живой: переползал дорогу. Осмотрено несколько деревень: действительно, соломенные или тростниковые (какие они там должны быть) хижины стоят по кругу – вокруг центральной поляны. Понаблюдали за процессом засушивания перца чили, ростом банана и кофе, попробовали есть незрелые бананы: вяжут. Рвали их прямо с пальм. Оказалось, что у банана потрясающие цветы. В одном месте в хижине продавали колу. Причем бутылку надо было сдать сразу. Наше явление переживалось всем поселком. Потом нами восторгались аборигены, что-то строившие. Строительство остановилось, все махали и дивились. Дорога идет все дальше и дальше. Хочется следовать по ней, но ясно, что в темноте со скорпионами будет грустно. Пару раз сходили с дороги и залезали в дебри. Уже в сумерках пошли обратно, были подвезены местным грузовиком. Купались в водопаде, вернее, там, куда он падает. Ели вкусные вещи. Вообще, в Лаосе во всех ресторанах тебя обсчитывают. За все время нам только один раз сказали цену выше, чем надо, но мы на это указали, они пересчитали, оказалось ниже, чем надо. Мы сказали, теперь Вы ошиблись наоборот. Наконец, пришли к цифре в меню. В остальные разы с нас всегда брали меньше денег. Мы иногда говорили об этом, иногда считали подарком J. Мелочь, а приятно!

В одном из ресторанчиков, в которых мы ели тем вечером, по дереву бегали обезьянки. Они были привязаны на очень длинные веревки. Чего они там только творили! Крутились на них, качались, лазили, прыгали, завязывали, развязывали. Смотреть, казалось, можно вечно.

Но на следующий день мы уехали дальше. Время подгоняло. А хотелось так многого…

Мы сели в автобус, который вроде как шел прямо в столицу, Вьентьян, но нас привезли в Паксе и перегрузили там в другой, старый и страшный автобус. Мы поняли, что с деньгами за автобус нас, конечно, кинули. Этот не стоил заплаченных. Но ругаться было лень и не понятно, с кем; да и петеряли мы на этом доллара 2-4, не больше. Кажется, именно в этом автобусе и грузили капусту.

Далее была незабываемая поездка.

Длительность, помнится, часов 15. Автобус, мягко говоря, некомфортабельный. Но и фиг бы с ним. Мы все равно спали. Пока автобус не остановился отдохнуть – типа в туалет сходить, перекусить. Обычно на таких остановках были киоски с едой, мы покупали рис, помело, что-то еще наверно. Мы вышли с мыслью о еде. И оказалось, что продаются тут 2 продукта: грибы и кузнечиков. Как потом оказалось, это уникальный регион Лаоса. И встретить такое, говорят, можно только здесь.

Грибы непонятные и темные. Явно сырые. Мы не рискнули пожевать J.

Кузнечики в двух вариантах: живые и жареные. Жареных мы уже видели по дороге в Паксе. Но там и местные на них смотрели так же, как и мы: прикалывались, отворачивались, никто не брал. Тут они вызвали жуткий ажиотаж. Весь автобус накупил себе кузнечиков – они насажены на палочку, как маленькие сосиски. Толстые такие. Может, это саранча. Сухие такие. Мы с интересом наблюдали, как дети и взрослые лопали их целиком, некоторые отламывали лапки, некоторые начинали с головы – отламывали готову, кушали, потом ели остального кузнечика. Ели всем автобусом, как у нас мороженое: типа папа купил 7 палочек и раздает семейству: ребеночку одну, маме 2 палочки, сам и 3 съем. Что-нибудь и бабушке довезу. Кузнечики хрустели на зубах. Те, кто не ел лапки, плевал их на пол. Постепенно мне занехорошело. Я отвернулась.

Следующий пункт программы: живые кузнечики. В сетках по 2-5 кило наверно. Мы ходили мимо них и прикалывались: купить что ли, сварить… Или их жарят на сковородке?.. Потом нам стало не до смеха: наши попутчики (ни одного иностранца кроме нас в автобусе не наметилось) начали затариваться саранчой. Кузнечики эти, надо сказать, довольно неприятные: черные, толстые и вообще. Натащили нам весь автобус этой дряни. Дрянь ползала и трепыхалась в сетках большой нелицеприятной черной массой.

Была ночь, вот мы едем в темном автобусе. Все вроде спят, покушамши хрустящей живности, и тут что-то начинает прыгать по ногам. Мы с Олей залезли с ногами на сиденья. Желание было одно: убить всех вокруг, и людей, и кузнечиков. Которые, собственно, и начали потихоньку выбираться из некачественной тары и распрыгиваться по нашему транспортному средству. Слава богу, местные также оказались от этого не в восторге, возмущенно потребовали включить свет и быстро перебили скакавших тварей.

Потом мы заснули и проснулись только во Вьентьяне. То есть все же большую часть ночи мы тихо проспали. Но, судя по полу автобуса, освещенному утренними лучами солнца и усыпанному трупами прыгучих гадов, всю ночь вокруг нас кипела война местных с насекомыми. Хорошо, что мы спали.

Tags: travel, ЮВА
promo api_ano june 26, 17:00 343
Сегодня первый раз открыла фотографии с того дня Волны – мой вечный кошмар. Мой страшный сон. Дважды в жизни я чуть не утонула и с тех пор думала, что понимаю воду. Тем ужаснее показалось то, что с нами с детьми случилось прошлым летом. Море просто слизнуло нас волной-языком. И…